Блог о продвижении сайтов

Новости, события, эксперименты,
статьи о SEO

Импакт фактор: что это такое и какова его суть?

Импакт фактор: что это такое и какова его суть?

19:48 13/11/2014

Понятие импакт фактора появилось уже давно, но в интернет-пространстве такой показатель был введен относительно недавно. Так давайте же разберемся, что такое импакт фактор и как он исчисляется.

1495

Впервые о таком понятии, как импакт фактор, заговорили еще в далеком 1955 году. Тогда в научном журнале Science Евген Гарфильд опубликовал статью “Индексы цитирования в науке: новое измерение информации через объединение идей”. В этой работе исследователь предложил использовать вместо индекса цитирования фактор влияния.

Если быть точнее, то импакт фактор (ИФ) - это способ определения важности научного издания. Измерение такого показателя применимо и для Интернет-сайтов. Импакт фактор позволяет установить ценность ресурса за счет анализа среднего количества цитирований текста за определенный промежуток времени. Зачастую журналы анализируются за период в два года.

Формула исчисления импакт фактора

Эксперты вывели специальную формулу для определения величины импакт фактора:

IF2010 = A/B

где, "А" означает цитируемость материалов за 2010 год, которые были опубликованы в 2008 и 2009 году, а "В" – это общее число материалов, которые вышли в журнале с 2008 по 2009 год.

При этом в знаменателе при расчете импакт фактора игнорируются такие материалы, как новостные статьи, списки опечаток или известия. Но существуют и другие исключения. Именно поэтому издания получают импакт фактор только через два года после основания. Следовательно, до этого момента значение IF равняется нулю.

Особенности импакт фактора

К особенностям импакт фактора важно отнести тот факт, что IF является объективным показателем. С практической точки зрения "важность" - это в большей степени "престиж", то есть показатель репутации и авторитетности, и он изменяется очень медленно. Поэтому ИФ не может учитываться объективно и только отображает популярность.

Стоит отметить, что импакт фактор также не совсем верно можно называть средним значением. Некоторые журналы публикуют не собственные материалы, например – письма, на которые зачастую могут просто не ссылаться, поэтому они не учитываются в знаменателе импакт фактора. Но иногда, когда работы цитируются, эти ссылки могут быть учтены в числителе. Именно поэтому импакт фактор не показывает среднее число ссылок на публикации в сборнике. Если журнал издает много таких посторонних материалов, то этот параметр может быть существенным. При этом в таких сферах, как математика, подобное отклонение может быть минимальным.

Кстати, период в два года, который применятся для определения импакт фактора, берется для того, чтобы статистика была текущей. В биомедицине, к примеру, это подходит как нельзя лучше, так как статьи зачастую получают наибольшее число ссылок почти сразу после опубликования. А вот в математике максимальное число ссылок выставляется через два года. Проанализировав три миллиона цитирований математических журналов, удалось установить, что свыше 90 процентов ссылок на материалы выходили спустя двухгодичный период. Поэтому и получается, что в этом случае импакт фактор базируется на оставшихся 10 процентах, которые пришлись на период в два года. То есть большое число цитат оказываются не учтенными.

На приведенном ниже графике представлен возраст цитирований статей. Материалы были опубликованы в 2003 году и представляют четыре разных сферы. Ссылки на материалы с 2001 по 2002 год учтены при расчете импакт фактора, а цитаты с других годов не учтены.

 

Но нашлись и критики, которые выступили против импакт фактора. Они утверждают, что импакт фактором можно с легкостью манипулировать или злоупотреблять, что ставит под вопрос его авторитетность.

Импакт фактор и интернет-ресурсы

Импакт фактор применим также и для поисковых систем Интернета, так как очень часто веб-документы представляют собой виртуальный аналог журнальных публикаций, где в виде журнала выступает сам сайт. Учитывая выше изложенное, следует вывод, что сайт, который целый год наполнялся, а после перестал работать, через 2-3 года должен ранжироваться гораздо лучше за счет увеличения импакт фактора. Но если учитывать более длительный период времени, то импакт фактор начнет снижаться из-за уменьшения количества новых цитирований.

1495

предыдущие записи

  • Landing Page для стоматологии

    Landing Page для стоматологии

    20:35 04/11/2014

    Хотите сделать Landing Page для стоматологии? Мы подобрали для Вас примеры лучших лендингов, которые нашли в поисковых системах.

  • Landing Page для туристического агентства

    Landing Page для туристического агентства

    20:42 04/11/2014

    Хотите сделать Landing Page для туристического агентства? Мы подобрали для Вас примеры лучших лендингов, которые нашли в поисковых системах.

  • Landing Page по ландшафтному дизайну

    Landing Page по ландшафтному дизайну

    20:48 04/11/2014

    Хотите сделать Landing Page по ландшафтному дизайну? Мы подобрали для Вас примеры лучших лендингов, которые нашли в поисковых системах.

  • Landing Page для салона красоты

    Landing Page для салона красоты

    20:35 04/11/2014

    Хотите сделать Landing Page для салона красоты? Мы подобрали для Вас примеры лучших лендингов, которые нашли в поисковых системах.